Редкие онкологические заболевания требуют отдельного внимания со стороны государства, считают участники круглого стола «Комплексный подход к вопросам доступности медицинской помощи и социальной поддержки для пациентов с редкими заболеваниями в России», прошедшего в Государственной Думе РФ.

 

В российском списке редких (орфанных) заболеваний, лечение которых финансируется за счет средств федерального бюджета, отсутствует порядка 55 разновидностей онкологических заболеваний. В результате около 50 тыс. человек ежегодно не получают надлежащего лечения.

 

В настоящее время единые критерии редкого заболевания в мире отсутствуют. В России редким считается заболевание, распространенность которого составляет менее 10 случаев на 100 тыс. человек, в США – если им страдает менее 200 тыс. человек, в странах Евросоюза — если на 10 тыс. человек приходится менее пяти случаев.

По словам Александра Петровского, исполнительного директора Ассоциации онкологов, совокупный показатель распространенности онкологических заболеваний – 2 тыс. случаев на 100 тыс. населения. На первый взгляд, такие заболевания нельзя отнести к орфанным. Однако из общего числа злокачественных новообразований, которых насчитывается более 70, частыми считаются лишь 18 локализаций. При этом в список орфанных заболеваний входит только 21 онкологическое заболевание, большинство из которых относится к заболеваниям кроветворной и лимфатической тканей.

«Необходим комплексный подход к этой категории пациентов, включая образовательные программы для врачей и пациентов, большую роль федеральных центров в лечении данной патологии, поддержка исследований, направленных на выявление новых подходов к диагностике и лечению редких онкологических заболеваний. Вместе с этим некоторые наиболее важные и необходимые для лечения редких злокачественных новообразований препараты до сих пор не включены в перечень ЖНВЛП, что вызывает сильное беспокойство со стороны медицинского сообщества», — говорит Александр Петровский.

Не менее важной проблемой в системе лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями является значительный дефицит финансирования. По этой причине более половины больных не имеет возможности получать необходимую медицинскую помощь в полном объеме.

Мария Авксентьева, заместитель директора Центра оценки технологий в здравоохранении РАНХиГС при Президенте РФ считает, что необходимо серьезно задуматься о том, каким образом, на основе каких критериев выбираются заболевания, подлежащие государственному финансированию, и те, для которых ведется поиск других общественных источников.

«Так очень много онкологических заболеваний, тоже редких, которые пока не попали под программы финансирования. Например, если посмотреть на объективные данные о больных с таким заболеванием как саркома мягких тканей (их около всего 1000 человек в год), то стоимость их лечения довольно велика – это около 2 млн руб. на больного. Тем не менее, она вполне сопоставима с расходами на другие редкие заболевания», — отмечает Мария Авксентьева.

В число ключевых проблем, с которыми сталкиваются российские пациенты с редкими заболеваниями, входит не только низкий уровень диагностики в большинстве регионов, но и трудности с регистрацией орфанных препаратов в России.

По мнению старшего научного сотрудника отделения химиотерапии НИИ клинической онкологии РОНЦ имени Н.Н. Блохина РАМН Александра Феденко, помочь решить эту проблему может расширение перечня заболеваний в программе «7 нозологий», однако этого будет недостаточно.

Необходимость расширения возможностей диагностики и лечения орфанных заболеваний приводит к тому, что в настоящее время международные биофармацевтические компании проводят многочисленные клинические исследования с целью вывода на рынок инновационных препаратов. Интерес к подобным инициативам со стороны государства заметно растет на Западе, однако в России такие тенденции пока не сформированы.

Практически вся детская онкология – это орфанные заболевания, отмечает главный детский онколог Министерства здравоохранения РФ Владимир Поляков. По его словам, до 80% детей выздоравливают в том случае, когда препараты имеются, и лишь 20% выздоравливают в условиях отсутствия препаратов.

«К сожалению, сейчас лишь малая часть онкологических заболеваний финансируется должным образом. Именно поэтому ключевыми задачами для Министерства здравоохранения должны стать расширение перечня редких заболеваний, разработка новых более быстрых форм продвижения препаратов на рынок, а также существенное увеличение финансирования для их приобретения», — говорит он.

Проблемы доступности диагностики и лечения пациентов с редкими заболеваниями должны рассматриваться в комплексе и включать в себя широкий спектр заболеваний, в том числе тех, которые пока не попали под государственные программы финансирования. При этом разработка единых критериев формирования перечня редких заболеваний должна быть прозрачной для справедливой оценки принимаемых решений в системе здравоохранения, отмечают эксперты.

 

Источник http://www.asi.org.ru