23.02.19

В четверг, 21 февраля, Госдума одобрила законопроект о паллиативной помощи. Долгие годы благотворительные организации борются за право неизлечимо больных провести последние месяцы дома, в окружении близких. И новый закон они называют «огромным прорывом».

По последним данным благотворителей, в паллиативной помощи на дому — доступном обезболивании, в том числе и наркотическими препаратами — нуждаются более 1,3 млн россиян, а получают ее всего 180-200 тысяч человек.

 У экспертов спросили, что означают поправки о паллиативной помощи для неизлечимо больных людей.

* * *

Президент Владимир Путин еще в 2017 году поручил разработать законопроект о доступном обезболивании для тяжело больных. Полтора года правительство формулировало поправки.

Наконец Госдума одобрила законопроект о паллиативной помощи. Несмотря на то, что документ умещается всего на пяти страницах, эксперты оценивают его положительно.

Что это дает?

Эксперты фонда помощи хосписам «Вера» рассказали, что теперь каждый человек сможет получить паллиативную помощь там, где он хочет — в хосписе или дома в окружении своих близких.

То есть медучреждения будут выдавать «на руки» лекарства и нужное оборудование для ухода за больными. А помогать родственникам будут команды из разных специалистов: медиков, социальных работников и психологов.

«Теперь, если неизлечимо больной человек выбирает провести последние месяцы и дни жизни в привычной для себя обстановке, на любимой кровати, рядом со своими родными – он будет обеспечен всем нужным медицинским оборудованием, расходными материалами и лекарствами», — рассказали в фонде «Вера».

Факт
  • Паллиативная медицинская помощь необходима при хронических сердечно-сосудистых заболеваниях (38,5%), раке (34%), хронических респираторных болезнях (10,3%), СПИДе (5,7%) и диабете (4,6%).
  • Также ее назначают при почечной недостаточности, хронических заболеваниях печени, рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, ревматоидном артрите, неврологических заболеваниях, деменции, врожденных нарушениях и туберкулезе с лекарственной устойчивостью.
  • Паллиативную помощь оказывают на дому (этим занимаются выездные бригады), в кабинетах паллиативной помощи в поликлиниках и в стационаре.

Благотворительный центр помощи детям «Радуга» в Омске пять лет помогает тяжело больным детям на дому. Руководитель центра Валерий Евстигнеев рассказал, что значит эта поправка для детей.

«[Паллиативная] помощь на дому крайне нужна, потому что родители не знают, как ухаживать за тяжело больным ребенком, как обеспечивать жизнеподдерживающим оборудованием, какие применять методики ухода. А это целая наука», — сказал он.

Эксперты надеются, что в перечень выделяемого от государства оборудования войдут аппараты инвазивной и неинвазивной вентиляции легких и расходные материалы к ним. Сейчас для москвичей такую технику закупают за счет городского бюджета, а в регионах — за счет благотворителей.

Оставлять пациента один на один с болью теперь незаконно

Из проекта закона исключили тезис об обезболивании «доступными лекарственными препаратами». Раньше, если в больнице не было необходимых препаратов, пациенту приходилось терпеть боль. Теперь медорганизация ответит перед законом, если пациент остался без помощи. Какая именно мера наказания предусмотрена в законе, не уточняется.

Впервые защищено право на облегчение боли из-за медицинских вмешательств, а не только заболеваний и состояния человека. Теперь обезболивать пациентов можно даже наркотическими препаратами.

По словам Евстигнеева, сотрудникам центра «Радуга» не раз приходилось обращаться к уполномоченному при президенте по правам человека, чтобы детям выделили сильнодействующие обезболивающие.

«Раньше наркотические препараты применять было нельзя, потому что их ставили только в больницах. Если ребенок [находится] дома, то это уже целая война, решить вопрос с выделением наркотических обезболивающих средств. На наших глазах много детей ушли, потому что не смогли получить помощь в связи с бюрократическими проволочками», — рассказал он.

Даже если пациент не в силах подписать согласие — врачи смогут ему помочь

Тяжелая болезнь может развиться стремительно. Если человек попадет в больницу и по состоянию здоровья не сможет подписать согласие, врачи все равно ему помогут.

«Теперь решение об оказании паллиативной помощи такому человеку сможет принимать врачебная комиссия, консилиум врачей или непосредственно лечащий врач», — рассказали в фонде «Вера».

Над чем еще нужно поработать

Но закон решает не все проблемы. В фонда «Вера» отмечают, что врачи боятся назначать сильнодействующие препараты — их могут привлечь по статье 228.2 УК о незаконном обороте наркотиков.

Также эксперты предлагают законодательно разделить понятия «пропаганда наркотиков» и «информирование о медицинском применении». Сейчас учебные пособия для онкологов, студентов-медиков и врачей паллиативной помощи могут трактовать как пропаганду наркотиков.

В фонде «Вера» обратили внимание и на проблемы с обезболиванием для детей. В России есть всего одна детская форма неинвазивных наркотических обезболивающих — это фентаниловый пластырь. Но его можно назначать только детям от двух лет.

До сих пор остаются неизлечимо больные, которым почти недоступна паллиативная помощь — это те, кто живет в учреждениях социального обслуживания, местах лишения свободы, психоневрологических интернатах и люди с ВИЧ.

Член ассоциаций паллиативной медицины и онкологов России Дмитрий Барановский отметил, что хотя новый закон объединяет в себе медицинскую и социальную помощь, он «не лишен недостатков». По его словам, «на сегодня качественная паллиативная помощь — непосильная задача для большинства субъектов России». Согласно исследованию Минздрава,​ в 2017 году в половине регионов отсутствовали выездные патронажные службы первой медицинской помощи.

Евстигнеев, в свою очередь, отметил, что в регионах сложно получить от фонда медицинского страхования средства для реабилитации тяжело больных детей. Часто родителям выделяют ненужное оборудование. Но отказываться от него нельзя — иначе потом вообще ничего не дадут.

«Мы стараемся в первую очередь помочь ребенку, а во вторую — просто снять озлобленность родителей в адрес власти, в адрес нашей медицины. Потому что большинство — процентов 80 этих семей — постоянно живут с проблемами из-за нашей системы. Вот этот законопроект многие проблемы изменит в лучшую сторону. Когда я читал законопроект в первый раз, я просто не верил своим глазам. Слава богу, что это есть», — сказал Евстигнеев.

Глава центра «Радуга» добавил, что каждый ребенок — это индивидуальная история, и качественная паллиативная помощь может продлить жизнь детей на годы.

Источник: https://info24.ru/