Член центрального штаба ОНФ Ольга Севастьянова, отвечая на вопросы журналистов в ходе форума ОНФ «За качествен и доступную медицину», отметила, что Министерство здравоохранения не признает проблемного состояния медицины в России, которое явилось следствием ошибок оптимизации здравоохранения, проводимой без учета рисков и последствий. Проблема здоровья людей, сказала она - это межведомственно проблема. Решения в сфере здравоохранения должны приниматься на уровне правительства РФ, с предварительным обсуждением, как профессиональном сообществе, так и в широких общественных слоях.

Слова Ольги Севастьяновой, прокомментировала директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович.

Ярослав Агафонников: Лариса Дмитриевна, насколько велика ответственность Минздрава в неудачном результате реформ?

Лариса Попович: Мне кажется, что это не вина а, скорее, беда Минздрава. Любая реформа должна начинаться с серьёзного политического решения, определения, что является приоритетом в системе социальной помощи населению, какая группа населения является приоритетной, при каких условиях общество может позволить себе эти приоритетные категории и в каком объеме. Это не вопрос компетенции только Минздрава - это компетенция правительства, и в первую очередь президента. Задача Минздрава - получить ответы на эти вопросы и выстроить нормальную систему обеспечения государственных гарантий. Упрекнуть Минздрав можно только в том ведомство недостаточно остро ставит перед правительством эту задачу и недостаточно жестко ставит вопрос необеспеченности программ государственных гарантий, когда обещания правительства не сопровождаются соответствующими денежными вложениями.

При этом, стоит отметить, за последнее время Минздрав действительно добился заметных результатов. Впервые в истории в России к здравоохранению стали относиться не как к отрасли потребления, а как к производящей отрасли. Впервые с истории страны, в здравоохранение направлены такие серьезные денежные средства. Впервые Минздрав привлек внимание к самому вопросу ценности здоровья, добился внимания общественности к этой проблеме, внедряет программы улучшения здорового образа жизни, экологического и санитарного благополучия. Вероника Игоревна реально меняет мотивацию населению к своему здоровью. Другое дело, что пока у нее не хватает механизмов и полномочий, а, следовательно, отклик населения пока меньший, чем хотелось бы.

Я.А: Может быть, Минздраву необходимо укрепить жесткую вертикальную власть?

Л. П: В случае с Минздравом это нецелесообразною, потому что не получится сделать одну реформу на всю страну. Наше государство состоит из множества субъектов с разными условиями, поэтому, когда Минздрав пытается регламентировать модернизацию во всех субъектах одинаково, он вряд ли добьется ожидаемых результатов. Необходима классификация проблемных зон и разный подход к решению внутренних вопросов. Жесткое вертикальное управление здесь не сработает. Должна быть централизация контроля результатов, но пути их достижения в каждом случае должны быть свои. Это же касается контроля качеств работы врача. Нужно контролировать результат его работы, оценивая состояние здоровья населения, а не отслеживать каждый шаг медицинского работника, заваливая отчетностью и бумажной работой.

Я.А: На форуме прозвучали мысли сотрудничества ОНФ с Минздравом в качестве контролирующего органа.

Л.П: Это не имеет смысла. У нас котроллеров получается больше, чем исполнителей. Не надо вмешиваться в действия профессионалов, каждый должен заниматься своим делом. ОНФ должен поставить заказ общества, четко определив результат, которого необходимо добиться. То есть роль ОНФ – общественный запрос, а контролировать каждый шаг профильного ведомства, как раз и призванного выполнять запросы государства, нет необходимости.

Тем не менее, помочь Минздраву можно. И помощь эта должна заключаться в том, что министерство нужно освободить от необходимости решения постоянно возникающих местных проблем. Невозможно заниматься стратегией, все время отвлекаясь на решение тактических вопросов. Кроме того, в основе длительности любого государственного управления лежат экономические принципы, поэтому Минздраву нужно увеличивать свою экономическую составляющую. То есть проблема снова упирается в финансирование отрасли – это главный вопрос любой реформы.

 

Ярослав Агафонников

 

Источник http://ria-ami.ru